Что такое ДОПОГ и как он влияет на безопасность перевозки опасных грузов? — Новости СибКЭУЦ
0%

Что такое ДОПОГ и как он влияет на безопасность перевозки опасных грузов?

Ежедневно по дорогам перевозятся тысячи тонн опасных грузов, и от соблюдения правил зависит безопасность людей и окружающей среды. ДОПОГ – Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов – играет ключевую роль в обеспечении безопасности таких перевозок.

Благодаря требованиям ДОПОГ удается снизить риск аварий и их последствий при транспортировке химических веществ, топлива, взрывчатых материалов и других опасных грузов.

Зачем нужен ДОПОГ?

Название ДОПОГ происходит от фразы «Дорожная Перевозка Опасных Грузов». Международное обозначение ADR (Accord Dangereux Routier) – французская аббревиатура, используемая в Европе.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) было подписано 30 сентября 1957 года в Женеве под эгидой ООН и вступило в силу 29 января 1968 года. Россия присоединилась к ДОПОГ в 1994 году (Постановление Правительства РФ № 76 от 03.02.1994) ().

Основные цели и задачи ДОПОГ

Главная задача ДОПОГ – установить единые стандарты и требования к перевозке опасных грузов, чтобы минимизировать вероятность аварий и ущерба. Соглашение объединяет более полусотни стран (на 2022 год – 54 государства-участника), создавая международно признанные правила. В рамках ДОПОГ разработаны перечни опасных веществ с присвоением им номеров ООН (их более 3000) и разделение по классам опасности (9 основных классов).

Регулярно (раз в два года) требования обновляются: например, версии ДОПОГ 2017 и 2019 вводили новые положения с учетом развития технологий и появлением новых веществ. Статистика показывает, что при соблюдении норм ДОПОГ большинство инцидентов с опасными грузами обходятся без тяжелых последствий. ООН отмечает, что половина всех перевозимых грузов в мире относится к категории опасных, поэтому единые правила критически важны. Благодаря ДОПОГ перевозка опасных веществ стала безопаснее и предсказуемее, а также возможен их транзит через границы без снижения уровня безопасности.

Роль ДОПОГ в транспортировке опасных грузов

ДОПОГ охватывает все аспекты перевозки: от классификации веществ и требований к упаковке до оснащения транспортных средств и подготовки водителей. В Приложении А соглашения установлены требования к самим грузам (тара, маркировка, условия перевозки), а в Приложении В – требования к транспорту и операциям. Правила ДОПОГ детально регламентируют:

  • Маркировку и знаки опасности на упаковках и транспортных средствах.
  • Документацию: транспортный документ на опасный груз, спецразрешение на перевозку грузов повышенной опасности.
  • Оснащение транспорта: наличие исправных огнетушителей, средств индивидуальной защиты, оборудования для ликвидации разливов.
  • Допуск транспортных средств: специальные требования к цистернам, контейнерам, надежности крепления груза.
  • Обучение персонала: водители, участвующие в перевозке опасных грузов, должны пройти подготовку и иметь свидетельство ДОПОГ.

Следование ДОПОГ способствует снижению аварийности. Например, по данным UNECE, инциденты с участием транспортных средств, соответствующих ADR, как правило, не приводят к значительным утечкам или жертвам. Без единых правил международные перевозки опасных веществ были бы затруднены, а риски – гораздо выше.

Кто должен пройти обучение и получить сертификат ДОПОГ?

Нормы ДОПОГ устанавливают, что все участники дорожной перевозки опасных грузов должны быть осведомлены о правилах безопасности. В первую очередь обязательному обучению подлежат водители, управляющие транспортными средствами с опасными грузами.

Также обучение проходят лица, ответственные за безопасность перевозок в транспортных компаниях (например, специалисты по безопасности перевозки опасных грузов – консультанты по ДОПОГ). Отдельно в некоторых странах введена должность консультанта по безопасности перевозки опасных грузов (DGSA – Dangerous Goods Safety Adviser), который тоже проходит аттестацию. Таким образом, к обучению ДОПОГ привлекаются:

  • Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
  • Консультанты по безопасности перевозки ОГ (в организациях, осуществляющих такие перевозки).
  • Иные работники, участвующие в процессе перевозки (при необходимости): экспедиторы, погрузчики, лица, отвечающие за оформление документов – им может требоваться обучение в объеме правил безопасности (как минимум инструктаж по главе 1.3 ДОПОГ).

Водители и их обязанность по получению свидетельства ДОПОГ

Согласно российскому законодательству и требованиям ДОПОГ, каждый водитель, перевозящий опасные грузы, обязан иметь свидетельство о подготовке водителя по ДОПОГ. Это свидетельство подтверждает, что водитель прошел специальный курс обучения и успешно сдал экзамен. Управление транспортом с опасным грузом без такого свидетельства запрещено и рассматривается как правонарушение. Водители также должны иметь при себе соответствующие документы: свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке ОГ (выдается на сам автомобиль) и необходимые разрешения на конкретный груз. Обучение водителей проводится по программе, утвержденной Министерством транспорта – базовый курс обязателен для всех, а дополнительные спецкурсы нужны для перевозки определенных классов (например, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов). По итогам обучения водитель сдаёт экзамен комиссии Ространснадзора; при правильных ответах минимум на 75% вопросов экзамен считается сданным, и водителю выдается свидетельство ДОПОГ сроком на 5 лет.

Влияние ДОПОГ на безопасность перевозок

Обязательное обучение водителей и персонала напрямую влияет на снижение аварийности. Обученный водитель знает:

  • Как предотвратить инцидент (соблюдать скорость, дистанцию, избегать резких манёвров, особенно при перевозке горючих или токсичных веществ).
  • Что делать в чрезвычайной ситуации: порядок действий при ДТП с опасным грузом (ограничить доступ, вызвать службы, использовать средства ликвидации утечки).
  • Как правильно обращаться с грузом при погрузке/разгрузке, чтобы исключить утечки или взрывы.

По данным Министерства транспорта и МЧС, распространенными причинами аварий с опасными грузами являются нарушения требований безопасности со стороны водителей и персонала. Поэтому наличие у водителя свидетельства ДОПОГ – это не формальность, а гарантия определенного уровня квалификации.

Международная практика показывает, что в странах, где внедрено обязательное ADR-обучение, тяжелые аварии с опасными грузами случаются реже. В итоге ДОПОГ спасает жизни людей и сохраняет окружающую среду, требуя от водителей и компаний ответственности и профессионализма.

Что включает в себя обучение по ДОПОГ?

Программа подготовки водителей по ДОПОГ состоит из теоретического курса и практических элементов. Теория охватывает:

  • Классификацию опасных грузов. Водители изучают 9 классов опасности, их свойства (взрывчатые, ядовитые, радиоактивные и т.д.) и примеры веществ.
  • Требования к маркировке и упаковке. Какие знаки опасности должны быть на упаковке и машине, как выглядит оранжевая табличка с номером ООН, какие типы тары допускаются для разных веществ.
  • Документы при перевозке ОГ. Детально разбирается оформление транспортной документации: транспортная накладная с разделом «Опасный груз», специальное разрешение (если требуется).
  • Правила перевозки и ограничения. Например, запрет на движение определенных ОГ по туннелям определенной категории, требования к стоянкам и маршрутам, нормы по совместимой загрузке разных опасных веществ.
  • Правовые аспекты и ответственность. Водителей знакомят с положениями законодательства: национальные Правила перевозки опасных грузов, КоАП (ст. 12.21.2 о штрафах), а также международные акты (сам текст ДОПОГ, рекомендации ООН).

Помимо теории, большое внимание уделяется практическим навыкам:

  • Действия в чрезвычайных ситуациях. В учебной обстановке моделируются различные ЧП: утечка химиката, возгорание при ДТП, разлив топлива. Водитель учится правильно реагировать: надеть защитный костюм, воспользоваться огнетушителем, установить знаки аварийной остановки на безопасной дистанции, применить аварийную карточку-инструкцию.
  • Оказание первой помощи. Базовые навыки помощи пострадавшим при аварии с ОГ (например, что делать при отравлении парами или химическом ожоге).
  • Работа с оборудованием. Инструкторы показывают, как проверять исправность огнетушителей, дыхательных аппаратов, герметичность цистерн перед рейсом. Практикуется установка и снятие знаков опасности, заполнение документов вручную.
  • Тренировочные поездки. В некоторых центрах водителям предлагают совершить учебный рейс с имитацией перевозки опасного груза (пусть даже без реального ОГ) – это помогает применить знания на практике (например, соблюдение скоростного режима, выбор места стоянки вдали от жилых зон).

Особенности экзамена для водителей

После окончания обучения проводится экзамен, который принимают представители Ространснадзора или уполномоченная комиссия. Экзамен проходит в письменной форме в виде теста.

Основные особенности:

  • Обязательность для каждого курса. Если водитель проходил базовый и дополнительный курс, экзамены проводятся по каждому из них.
  • Критерий успешности – 75% правильных ответов. Обычно это означает, что из ~25 вопросов нужно верно ответить минимум на 19.
  • Повторная сдача. Если экзамен не сдан, кандидату разрешается пересдать до 3 раз в течение 2 месяцев без повторного обучения. При повторной неудаче требуется снова пройти обучение.
  • Практический навык. Вопросы охватывают не только теорию, но и практические ситуации: например, что делать при протечке бочки с кислотой, как маркируется груз класса 3, какая максимальная вместимость канистры допустима для бензина в упаковке и т.п. Такая проверка знаний гарантирует, что свидетельство получат только компетентные водители.

Какие документы подтверждают соответствие ДОПОГ?

При осуществлении перевозки опасных грузов требуется ряд документов, подтверждающих соблюдение норм ДОПОГ и национальных правил. К основным относятся:

  • Свидетельство о подготовке водителя (АДР) – выдается водителю после успешного прохождения обучения и экзамена. Содержит ФИО водителя, категории допущенных классов опасных грузов, срок действия. В России свидетельство ДОПОГ действует 5 лет, после чего водитель должен пройти обучение и получить новое свидетельство. Без действующего свидетельства перевозка опасных грузов запрещена.
  • Свидетельство о допуске транспортного средства – специальный документ на автомобиль (грузовик, цистерну, прицеп), подтверждающий, что транспортное средство отвечает требованиям ДОПОГ. Его выдают органы ГИБДД после техосмотра машины, где на соответствие: проверяются тормозная система, электропроводка (искробезопасность), наличие необходимого оборудования (огнетушители, противооткатные упоры, знаки опасности, аптечка и пр.). Такой допуск выдается сроком на 6 месяцев, который должен быть действующим во время рейса.
  • Транспортные документы на груз – прежде всего Транспортная накладная с разделом, где указано: наименование опасного груза (техническое название и номер ООН), класс опасности, группа упаковки, количество груза, и контактные данные на случай ЧП.
  • Письменные инструкции на случай аварии, унифицированные для всего экипажа (обычно четырехстраничный буклет).
  • Специальное разрешение на перевозку (если требуется) – для грузов повышенной опасности (например, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов) национальные правила требуют получить отдельное разрешение от компетентных органов Ространснадзора.
  • Документы об обучении и инструктажах – на предприятии перевозчика должны храниться копии свидетельств ДОПОГ водителей, а также журналы инструктажа персонала, участвующего в перевозке. При проверке инспекторы Ространснадзора могут запрашивать эти документы как подтверждение, что компания соблюдает требования главы 1.3 ДОПОГ (подготовка сотрудников).
  • Страховой полис – хотя он не является специфическим документом ДОПОГ, но при международных перевозках опасных грузов часто требуют расширенный страховой полис ответственности перевозчика, учитывающий риск причинения вреда в результате аварии с ОГ.

Как проходит процесс получения свидетельства ДОПОГ?

  1. Обучение. Кандидат (водитель) выбирает учебный центр, аккредитованный для подготовки по ДОПОГ. Важно убедиться, что у организации есть разрешение Ространснадзора на обучение водителей опасным грузам. Обучение включает базовый курс (обычно 3–5 дней занятий) и при необходимости дополнительные курсы (цистерны, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы). Формат обучения очный.
  2. Подача заявки на экзамен. После обучения учебный центр подает заявку в территориальный орган Ространснадзора с просьбой о назначении даты экзамена для группы слушателей. Экзамен назначается в течении 30 дней после заявки. К экзамену допускаются только те, кто полностью прошел обучение и имеет внутренний документ об окончании обучения.
  3. Экзамен Ространснадзора. Экзаменационная комиссия, как правило, состоит из инспекторов Ространснадзора и специалистов. Экзамен проходит на территории подразделения надзора. Вопросы охватывают все темы обучения, формат – тест из множества вариантов. Важный момент: если водитель планирует перевозить несколько различных категорий опасных грузов (например, и бензин в цистернах, и взрывчатку), то ему нужно сдать несколько экзаменов – базовый и специальные курсы. При успешной сдаче комиссией оформляется протокол, на основании которого выдается свидетельство.
  4. Оплата госпошлины и получение свидетельства. За выдачу свидетельства ДОПОГ взимается государственная пошлина (в РФ размер её с января 2025 года — 2000 руб.. Водитель предоставляет квитанцию об оплате, паспорт. Свидетельство печатается на специальном бланке Минтранса (с защитной голограммой) и содержит информацию на русском и английском языках (для международного признания). В документе указываются категории допущенных классов (например, цифры 1-9 или отметка о допуске к перевозке в цистернах). Срок действия – 5 лет с даты экзамена. По истечении этого срока водитель должен пройти переподготовку и сдать экзамен заново, чтобы получить новое свидетельство. Важно подать на продление заранее: обычно рекомендуется начинать переобучение не позднее, чем за 1 год до окончания срока свидетельства, чтобы избежать перерыва в работе.

После выполнения всех шагов водитель с действующим свидетельством ДОПОГ может осуществлять перевозки опасных грузов на законных основаниях. Следует помнить, что при перевозке через границы иногда могут потребоваться заверенные переводы документов (на английский язык для ADR). Но в целом свидетельство ДОПОГ российского образца признается во всех странах-участниках соглашения.

Ответственность за нарушение норм ДОПОГ

Несоблюдение требований по перевозке опасных грузов влечет серьезную юридическую ответственность. В России меры наказания установлены статьёй 12.21.2 КоАП РФ. Ниже приведена таблица с основными санкциями за нарушения:

Нарушение требованийВодительДолжностное лицо (ответственное за перевозку)Юридическое лицо (организация)
Перевозка опасных грузов без свидетельства ДОПОГ у водителя, без допуска на транспортное средство, без специального разрешения или без аварийной карточки; либо на транспортном средстве, не соответствующем требованиям (отсутствует необходимое оборудование, маркировка); либо грубое несоблюдение условий перевозкиШтраф 2 000–2 500 руб. или лишение права управления на 4–6 месяцевШтраф 15 000–20 000 руб.Штраф 400 000–500 000 руб.
Прочие нарушения правил перевозки опасных грузов (не подпадающие под вышеописанные, например, незначительные отклонения от требований)Штраф 1 000–1 500 руб.Штраф 5 000–10 000 руб.Штраф 150 000–250 000 руб.

(Размеры штрафов указаны согласно КоАП РФ ст. 12.21.2 в редакции на 2025 год. В других странах-участницах ДОПОГ могут действовать свои штрафные санкции, нередко сопоставимые по строгости.)

Кроме административных штрафов, возможны и другие последствия. Если в результате нарушения произошла авария с тяжкими последствиями, виновным грозит уголовная ответственность (например, по ст. 264 УК РФ за нарушение ПДД, повлекшее гибель людей).

Страховые компании в случае грубого несоблюдения ДОПОГ могут отказать в выплатах, что приведет к многомиллионным убыткам для перевозчика. Также транспортное средство-нарушитель может быть задержано инспекторами до устранения нарушений (КоАП РФ Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов).

Почему ДОПОГ так важен для безопасности перевозок?

Реальные примеры аварий показывают, к каким трагедиям приводит несоблюдение правил. В ноябре 2021 года в Фритауне (Сьерра-Леоне) бензовоз столкнулся с грузовиком – началась утечка топлива, местные жители пытались собрать бензин, после чего произошел взрыв. Погибли около 100 человек (источник),  сотни получили ожоги.

В июне 2017 года в Пакистане перевернулась автоцистерна с бензином, и аналогично люди собрались на месте аварии; вспыхнувший пожар и взрыв привели к гибели более 120 человек (Жертвами взрыва цистерны с топливом в Пакистане стали более 123 человек — РБК ). Эти трагедии произошли в странах, где правила ДОПОГ не были внедрены или соблюдены должным образом.

Даже в экономически развитых странах случаются инциденты: в 2019 году в Нижере перевернулась цистерна с бензином – 58 погибших; в том же году взрыв цистерны с газом в Китае унес 68 жизней. В России тоже фиксируются происшествия с опасными грузами.

По данным за 2024 год, только на автомобильном транспорте случилось 27 ДТП с опасными грузами (среди 474 всех транспортных происшествий с ОГ) (Аварийные случаи с опасным грузом в 2024 году — SeaNew). Хотя число жертв в этих ДТП относительно невелико (5 погибших за полгода), каждое такое событие – сигнал о необходимости строгого соблюдения правил.

Почему выполнение требований ДОПОГ снижает риски?

Во-первых, предотвращение аварий: технически исправный транспорт, обученный водитель, правильная упаковка и маркировка – всё это снижает шанс аварии. Во-вторых, минимизация последствий: если ЧП произошло, наличие у экипажа четкого плана действий и средств защиты (предусмотренных ДОПОГ) помогает быстро локализовать утечку или пожар.

Статистика UNECE показывает: инциденты с участием машин, соответствующих ADR, часто обходятся без утечек и без жертв, тогда как при отсутствии мер безопасности последствия обычно катастрофические.

Пример положительного влияния ДОПОГ: при перевозке хлора в Европе в 2005 году случилоcь опрокидывание контейнера, но благодаря правильной таре и грамотным действиям экипажа утечки не произошло – никто не пострадал.

Аналогичное происшествие без ДОПОГ могло бы привести к массовому отравлению. Также ДОПОГ охватывает экологические аспекты: предотвращаются загрязнения почвы, водоемов, атмосферы (вспомним, 1 литр масла может погубить 100 000 л питьевой воды при утечке).

Вывод: ДОПОГ – это комплексная система мер, испытанная десятилетиями международной практики, которая сохраняет жизни, здоровье и природу. Соблюдение этих норм – обязанность каждого перевозчика опасных грузов.

Заключение

Внедрение ДОПОГ сделало перевозки опасных грузов гораздо безопаснее и цивилизованнее. Для водителей и транспортных компаний соблюдение требований ДОПОГ – не только вопрос законопослушания, но и своего рода знак качества и профессионализма. Подготовленный водитель с действующим свидетельством, исправная техника с допуском и полный пакет документов – залог того, что опасный груз прибудет к месту назначения без происшествий.

Если Вы или Ваша организация связаны с перевозкой опасных грузов, убедитесь, что все участники процесса прошли обучение и действуют в соответствии с ДОПОГ. Это инвестиция в безопасность, которая многократно окупается предотвращенными авариями.

Помните: безопасность превыше всего. Соблюдайте нормы ДОПОГ и регулярно повышайте квалификацию. Если вам необходимо обучиться правилам перевозки опасных грузов или продлить свидетельство ДОПОГ, обращайтесь в специализированные учебные центры. Например, учебный центр СибКЭУЦ предлагает обучение по техносферной безопасности и ДОПОГ, где вы получите все необходимые знания и помощь в оформлении документов. Берегите себя и окружающих – перевозите опасные грузы безопасно!

Выберите филиал
Красноярск
Барнаул
Омск
Кемерово
Чита
Улан-Удэ
Саяногорск
Новосибирск